Пенсионная выплата

Законом Украины «Об общеобязтельном государственнм пенсионнм страховании» установлено, что пенсия — ежемесячная пенсионная выплата в солидарной системе общеобязательного государственного пенсионного страхования, которую получает застрахованное лицо в случае достижения им предусмотренного данным Законом пенсионного возраста или признания ее инвалидом, или получают члены ее семьи в случаях, определенных данным Законом. Пенсия может быть назначена в соответствии с несколькиими законами в зависимости от ее вида. Такими законами, в частности, является Закон Украины «Об общеобязтельном государственнм пенсионнм страховании», «О пенсионном обеспечении», » О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц», «О государственной службе» и других. Каждый закон в свою очередь определяет основания и условия назначения и выплаты пенсии. Однако, иногда возникают переплаты пенсии. Что это такое и на каких оснований она возникает? Попробуем в указанном вопросе разобраться. В соответствии с Порядком возвращения сумм пенсий, выплаченных излишне, и списания сумм переплат пенсий, которые являются безнадежными к взысканию, утвержденному Постановлением правлению Пенсионного фонда Украъни №6-4 от 21.03.2003 года переплата пенсии — сумма пенсии (с учетом надбавок, повышений, дополнительных пенсий, целевого пособия, сумм индексации и других доплат к пенсиям), выплаченная по различным причинам сверх размера, определенного законодательством. Разные причины, как утверждает опыт скрывается за обычной небрежностью и некомпетентностью самих сотрудников территориальных управлений Пенсионного фонда Украины, что обычно сводится к распоряжениям о содержании переплаты, которая возникла в связи с перерасчетом, программной ошибкой или индексацией. При этом получить от работника фонда устных объяснений что означают указанные причины нереально. Случаются, правда, и злоупотребления самих пенсионеров или органов, в которых они работают. Фактически переплату пенсии выявляет управление по координации и контролем за выплатой пенсий, которое принадлежит к структуре главных управлений Пенсионного фонда Украины и сообщает компетентным органам Пенсионного фонда, которые уже и выносит распоряжение о содержании такой переплаты или обращении к суду. Какие же правовые основы для выставления переплаты Пенсионным фондом или обращения в суд? В соответствии со статьей 50 Закона Украины «Об общеобязтельном государственнм пенсионнм страховании» суммы пенсий, выплаченные излишне в результате злоупотреблений со стороны пенсионера или представления страхователем недостоверных данных, могут быть возвращены пенсионером добровольно или стягиваются на основании решений территориальных органов Пенсионного фонда или в судебном порядке. Отчисления из пенсии осуществляются в установленном законом порядке на основании судебных решений, постановлений, постановлений и приговоров (относительно имущественных взысканий), исполнительных надписей нотариусов и других решений и постановлений, выполнение которых в соответствии с законом осуществляется в порядке, установленном для выполнения судебных решений. Размер отчисления из пенсии вычисляется из суммы, которая принадлежит пенсионеру к выплате. Из пенсии может быть отчислено не более как 50 процентов ее размера : на содержание членов семьи (алименты), на возмещение убытков от разворовывания имущества предприятий и организаций, на возмещение пенсионером вреда, причиненного увечьем или другим повреждением здоровья, а также в связи со смертью потерпевшего, на возвращение переплаченных сумм заработной платы в предвиденных законом случаях. Из всех других видов взысканий может быть отчислено не более как 20 процентов пенсии. Как видится из данной статьи для самостоятельного удержания или обращения за взысканием в суд пеереплати пенсии Пенсионному фонду Украины предоставлены лишь два исчерпывающих основания: злоупотреблений со стороны пенсионера и представления страхователем недостоверных данных. Оба указанных основания в судебном заседании подлежат досказыванию в соответствии с нормами граждански-процессуального права. Следует отметить, что в соответствии с судебной практикой териториальные управления Пенсионного фонда Украины могут обращаться в суд за взысканием переплаты пенсии с физического лица лишь в порядке гражданского судопроизводства. Заданием административного судопроизводства согласно ч.1 ст.2 Кодексу административного судопроизводства Украины (дальше — КАС Украины) есть защита прав, свобод и интересов физических лиц, прав и интересов юридических лиц в сфере публично-правовых отношений от нарушений со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, других субъектов при осуществлении ими властных управленческих функций на основе законодательства, в том числе на выполнение делегированных полномочий, путем справедливого, беспристрастного и своевременного рассмотрения административных дел. Ч. 2 настоящей статьи предвусмотрено, что в административных судах могут быть обжалованы любые решения, действия или бездеятельность субъектов властных полномочий, кроме случаев, когда относительно таких решений, действий или бездеятельности Конституцией или законами Украины установлен другой порядок судебного осуществления. Согласно п.1 ч.1 ст.3 КАС Украины дело административной юрисдикции — переданый на решение административного суда публично-правовой спор, в котором хотя бы одной из сторон есть орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, их должностное или служебное лицо или другой субъект, который осуществляет властные управленческие функции на основе законодательства, в том числе на выполнение делегированных полномочий. Критериями разграничения дела административной юрисдикции от дела гражданской юрисдикции являются одновременно: субъектный состав участников процесса и характер спорных правоотношений. Ч. 2 ст.21 КАС Украины определенно, что требования о возмещении вреда, причиненного противоправными решениями, действиями или бездеятельностью субъекта властных полномочий или другим нарушением прав, свобод и интересов субъектов публично-правовых отношений, рассматриваются административным судом, если они заявлены в одном осуществлении с требованием решить публично-правовой спор. Иначе требования о возмещении вреда решаются судами в порядке гражданского или хозяйственного судопроизводства. В соответствии с ч.1 ст.15 Гражданского процессуального кодекса Украины от 18.03.2004 №1618 — IV (дальше — ГПК Украины) суды рассматривают в порядке гражданского судопроизводства дела относительно: защиты нарушенных, непризнанных или оспариваемых прав, свобод или интересов, которые возникают из гражданских, жилищных, земельных, семейных, трудовых отношений; других правоотношений, кроме случаев, когда рассмотрение таких дел проводится по правилам другого судопроизводства. Законом может быть предусмотрено рассмотрение других дел по правилам гражданского судопроизводства. Суды рассматривают дела, определенные в части 1 настоящей статьи, в порядке искового, наказного и отдельного осуществления (ч.ч. 2, 3 ст.15 ГПК Украины). Ст.50 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 9 июля 2003 года № 1058 — IV предусмотрено, что суммы пенсий, выплаченные излишне в результате злоупотреблений со стороны пенсионера или представления страхователем недостоверных данных, могут быть возвращены пенсионером добровольно или стягиваются на основании решений территориальных органов Пенсионного фонда или в судебном порядке. Отчисления из пенсии осуществляются в установленном законом порядке на основании судебных решений, постановлений, постановлений и приговоров (относительно имущественных взысканий), исполнительных надписей нотариусов и других решений и постановлений, выполнение которых в соответствии с законом осуществляется в порядке, установленном для выполнения судебных решений. По содержанию ч.1 ст.1212 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 №435 — IV (дальше — ЦК Украины) лицо, которое приобрело имущество или сохранила его у себя за счет другого лица (потерпевшего) без достаточного правового основания (безосновательно приобретенное имущество), обязано вернуть потерпевшему это имущество. В соответствии с п.1 ч.1 ст.1215 ЦК Украины не подлежит возвращению безосновательно приобретены заработная плата и платежи, которые приравниваются к ней, пенсии, помощи, стипендии, возмещение вреда, нанесенного увечьем, другим повреждением здоровья или смертью, алименты и другие денежные суммы, предоставленные физическому лицу как средство к существованию, если их выплата проведена физическим или юридическим лицом добровольно, при отсутствии счетной ошибки с ее стороны и недобросовестности со стороны приобретателя. Ч. 1 ст.103 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 5 ноября 1991 года № 1788 — XII определенно, что суммы пенсии, излишне выплаченные пенсионеру в результате злоупотреблений с его стороны (в результате представления документов с явно неправильными сведениями, неподача сведений об изменениях в составе членов семьи и тому подобное), стягиваются на основании решений органа, который назначает пенсии. При таких обстоятельствах правоотношения, которые возникают между сторонами по делу за обращением управления Пенсионного фонда Украины с иском о взыскании средств за переплату пенсии, свидетельствуют об их гражданско-правовом характере, учитывая предмет и основания иска, который основывается на гражданско-правовых нормах. Истец участвует в такой категории дел не на выполнение предвиденных законодательством властных полномочий, а из оснований, предвиденных положениями гражданского законодательства. Учитывая нормы Гражданского процессуального кодекса Украины рассмотрение таких дел должно происходить по правилам гражданского судопроизводства. Такая правовая позиция изложена в постановлении Высшего административного суда Украины от 05.02.2015 по делу №К/9991/34079/12. П. 1 ч.1 ст.109 КАС Украины определенная обязанность судьи отказать в открытии осуществлению в административном деле, если заявление не надлежит рассматривать в порядке административного судопроизводства. В то же время в порядке гражданского судопроизводства единственной возможностью Пенсионного фонда Украины вернуть переплаченные средства есть доказать, что эти средства получены в результате злоупотребления пенсионера или страхователя. Что касается обращения к суду физического лица за признанием действий Пенсионного фонда Уркаїни нерпавомірними в случае вынесения решения о содержании переплаты пенсии, следует отметить, что такое обращение происходит по правилам административного судопроизводства, а в соответствии с частью 2 статьи 71 Кодекса административного судопроизводства в административных делах о противоправности решений, действий или бездеятельности субъекта властных полномочий обязанность относительно досказывания правомерности своего решения, действия или бездеятельности полагается на ответчика, если он отрицает против административного иска. Именно поэтому с таким иском обращаться необходимо, поскольку только в этом случае Пенсионный фонд будет отвечать уже перед законом из каких оснований он удерживает средства из пенсионера. ВИЩИЙ АДМІНІСТРАТИВНИЙ СУД УКРАЇНИ П О С Т А Н О В А І М Е Н Е М У К Р А Ї Н И «01» жовтня 2015 р. м. Київ К/800/39003/13 Вищий адміністративний суд України в складі колегії суддів: Бутенка В.І (доповідач), Олексієнка М.М., Штульман І.В., розглянувши в порядку письмового касаційного провадження адміністративну справу за позовом ОСОБА_4 до управління Пенсійного фонду України в Артемівському районі м. Луганська (далі — Управління ПФУ) про стягнення заборгованості, — в с т а н о в и в: У грудні 2012 року позивач звернувся до суду із позовом, в якому просив визнати протиправним і скасувати рішення міжвідомчої комісії з інвентаризації пенсійних справ та особових рахунків і списання сум переплат пенсій та грошової допомоги від 20.11.2012 року №947, зобов’язати відповідача сплатити на його користь незаконно утримані грошові кошти у сумі 1072,01 грн., а також стягнути з відповідача в рахунок моральної шкоди 2000 грн. Постановою Артемівського районного суду м. Луганська від 12 квітня 2013 року, залишеною без змін ухвалою Донецького апеляційного адміністративного суду від 4 липня 2013 року, в задоволенні позову відмовлено. В касаційній скарзі позивач, посилаючись на порушення судами першої і апеляційної інстанцій норм матеріального та процесуального права, просить скасувати рішення цих судів і ухвалити нове рішення про задоволення позовних вимог в повному обсязі. Колегія суддів вважає, що касаційна скарга підлягає частковому задоволенню з наступних підстав. Судами попередніх інстанцій встановлено, що з 27.05.2009 року позивач перебуває на обліку в Управлінні ПФУ як отримувач пенсії за віком, що підтверджується копією пенсійного посвідчення НОМЕР_1, а впродовж 2011-2012 років займався підприємницькою діяльністю. Рішенням Міжвідомчої комісії з інвентаризації пенсійних справ та особових рахунків і списання сум переплат пенсій та грошової допомоги від 20.11.2012 року №947, яке є предметом оскарження, утримано з ОСОБА_4 переплату пенсії в сумі 1072,01 грн., що виникла за період з 09.06.2011 року по 30.11.2012 року у зв’язку з виплатою підвищення до пенсії. Відмовляючи в задоволенні позовних вимог, суди першої та апеляційної інстанцій виходили з того, що оскаржуване рішення прийнято з дотриманням норм діючого законодавства. Колегія суддів не погоджується з висновком судів попередніх інстанцій з огляду на таке. Відповідно до ч. 1 ст. 50 Закону України від 9 липня 2003 року № 1058-IV «Про загальнообов’язкове державне пенсійне страхування»суми пенсій, виплачені надміру внаслідок зловживань з боку пенсіонера або подання страхувальником недостовірних даних, можуть бути повернуті пенсіонером добровільно або стягуються на підставі рішень територіальних органів Пенсійного фонду чи в судовому порядку. Зі змісту згаданої норми вбачається, що надміру виплачені суми пенсій стягуються з пенсіонера лише у разі його зловживання правом на пенсію, або у випадку подання страхувальником недостовірних даних. Відповідачем не доведено, що позивач зловживав правом на пенсію, або, будучи страхувальником, подавав недостовірні дані чи ухилявся від їх подання. Як установлено судами, ОСОБА_4 повідомляв Управління ПФУ про зайняття підприємницькою діяльністю шляхом подачі звітів. Таким чином, є неправильними висновки судів попередніх інстанцій про відсутність підстав для утримання з позивача надміру виплаченої пенсії. Однак, позовні вимоги ОСОБА_4 щодо стягнення моральної шкоди не підлягають задоволенню, оскільки позивачем факт заподіяння йому моральної шкоди не доведений і не надано належних доказів заподіяної шкоди. Відповідно до п. 9 ч. 1 ст. 223 КАС України суд касаційної інстанції за наслідками розгляду касаційної скарги має право скасувати судові рішення судів першої та апеляційної інстанцій і ухвалити нове судове рішення. Зважаючи на те, що у справі не вимагається збирання або проведення додаткової перевірки доказів, обставини встановлені повно і правильно, але допущена помилка в застосуванні норм матеріального права, суд касаційної інстанції згідно зі статтею 229 КАС України скасовує рішення судів першої та апеляційної інстанцій і ухвалює нове рішення про часткове задоволення даного позову . Керуючись ст.ст. 220, 222, 223, 229, 230, 231 КАС України, суд — п о с т а н о в и в: Касаційну скаргу ОСОБА_4 задовольнити частково. Постанову Артемівського районного суду м. Луганська від 12 квітня 2013 року та ухвалу Донецького апеляційного адміністративного суду від 4 липня 2013 року скасувати і прийняти нову постанову. Позов ОСОБА_4 до управління Пенсійного фонду України в Артемівському районі м. Луганська про стягнення заборгованості задовольнити частково. Визнати протиправним і скасувати рішення від 20.11.2012 року №947 міжвідомчої комісії з інвентаризації пенсійних справ та особових рахунків і списання сум переплат пенсій та грошової допомоги про утримання з пенсії ОСОБА_4 суми переплати пенсійних виплат за період з 9 червня 2011 року по 30 листопада 2012 року в розмірі 1072,01 грн. Зобов’язати управління Пенсійного фонду України в Артемівському районі м. Луганська сплатити ОСОБА_4 незаконно утримані грошові кошти в розмірі 1072,01 грн. (одна тисяча сімдесят дві гривні 01 коп.). В задоволенні решти позовних вимог відмовити. Постанова набирає законної сили через п’ять днів після направлення її копій особам, які беруть участь у справі, та оскарженню не підлягає. С у д д і: В.І. Бутенко М.М. Олексієнко І.В. Штульман