УЧАСТНИКИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИИ НА ЧАЭС ИМЕЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ УВЕЛИЧИТЬ РАЗМЕРЫ РАНЕЕ НАЗНАЧЕННЫХ ПЕНСИЙ ПРИ НАЗНАЧЕНИИ ПЕНСИИ ПО ВОЗРАСТУ НА ОБЩИХ ОСНОВАНИЯХ
Участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, которые после назначения пенсии в соответствии с Законом Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» продолжали работать, имеют возможность назначить пенсию по возрасту на общих основаниях в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» с применением показателя средней заработной платы (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, за три календарных года, предшествующих году обращения за назначением пенсии.
По этому вопросу приводим судебную практику, которая стала на защиту граждан, которым пенсия была назначена 10 лет назад, и до последнего времени не имели возможности увеличить размеры ранее назначенных чернобыльских пенсий.
С 11.06.2005 года лицу была назначена пенсия по возрасту, как лицу, работавшему или проживавшему на территориях радиоактивного загрязнения в соответствии со ст. 55 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» (в редакции Закона от 31.03.2005 года).
14.08.2015 года лицо обратилось в управление Пенсионного фонда Украины в Дарницком районе г. Киева с заявлением о назначении пенсии по возрасту по достижении 60 лет в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».
С 11.06.2015 года лицу назначена пенсия по возрасту в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».
Письмом управления Пенсионного фонда Украины в Дарницком районе г. Киева сообщило лицо, что основной размер пенсии был рассчитан с применением показателя средней заработной платы (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, за 2007 год (1197, 91 грн.).
Не согласившись с указанным расчетом лицо обратилось в Дарницкий районный суд г. Киева с иском о:
Признать противоправными действия управления Пенсионного фонда Украины в Дарницком районе города Киева по применению показателя средней заработной платы (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, за 2007 год (1197, 91 грн.), при назначении пенсии по возрасту в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».
Обязать управление Пенсионного фонда Украины в Дарницком районе города Киева осуществить перерасчет и выплату пенсии по возрасту с применением показателя средней заработной платы (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, за три календарных года (2014, 2013, 2012 годы ( 2960,80 грн.), предшествующих году обращения за назначением пенсии, с 11 июня 2015 года.
Постановлением Дарницкого районного суда г. Киева от 4 апреля 2016 вышеупомянутый иск удовлетворен.
Определением Киевского апелляционного административного суда от 12 мая 2016 года постановление Дарницкого районного суда г. Киева от 4 апреля 2016 года оставлено без изменений.
Суд решая соответствующее дело исходил из следующего.
Как усматривается из материалов дела, истец состоит на учете в Управлении с 15.08.2005 года и получал пенсию по возрасту со снижением пенсионного возраста на 10 лет, как пострадавший 2 категории согласно Закону Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы».
При пересчете пенсии истца в 2008 году на основании изменения стажа и заработка применен показатель заработной платы (дохода) в среднем на одно лицо в целом по Украине, с которой уплачены страховые взносы, и которая в соответствии с Законом учитывается для исчисления пенсии за 2007 год (1197,91 грн.).
После достижения пенсионного возраста – 60 лет с 11.06.2015 года истец получает пенсию по возрасту согласно Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». Размер пенсии по состоянию на 01.01.2016 года составляет 1630 грн. 15 коп.
Письмом от 05.11.2015 года № 628 / Т-569 истцу фактически было разъяснено, что основной размер пенсии был рассчитан с применением показателя средней заработной платы (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы за 2007 год, в сумме 1197,91 грн.
В обоснование такой позиции Ответчиком указано, что согласно ч. 3 ст. 45 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» при переводе с одного вида пенсии на другой по желанию лица может учитываться заработная плата (доход) за периоды страхового стажа, указанные в ч. 1 ст. 40 этого Закона с применением показателя заработной платы (дохода), учитываемого при назначении (предыдущего перерасчета) предыдущего вида пенсии. Истец получал и получает пенсию по возрасту, размер которой пересчитывался в связи с изменениями в стаже и заработке истца, с применением показателя средней заработной платы (дохода), который учитывался при назначении пенсии.
Однако, с таким утверждением ответчика суд не может согласиться, учитывая следующее.
Частью третьей статьи 45 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» регламентирован порядок перевода с одного вида пенсии, предусмотренного именно по этому Закону, на другой. Следовательно, показатель средней заработной платы при переводе на другой вид пенсии должен быть неизменным, то есть таким, каким он был на момент назначения пенсии, предусмотренной настоящим Законом.
Однако, в случае с заявлением истца имело место назначения другой пенсии по другому закону, а не перевод с одного на другой вид пенсии в пределах одного закона.
Так, с 11.06.2005 года истцу была назначена пенсия в соответствии с Законом Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы», который предусматривал иные основания и порядок назначения пенсии, которые не предусматривали при исчислении пенсии по возрасту, как лицу, работавшему или проживавшему на территориях радиоактивного загрязнения, показатель средней заработной платы (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы.
Предписания ч. 3 ст. 45 указанного Закона определяют, что перевод с одного вида пенсии на другой осуществляется со дня подачи заявления на основании документов о страховом стаже, заработной плате (доходе) и других документов, находящихся на время перевода с одного вида пенсии на другой в пенсионном деле, а также дополнительных документов, полученных органами Пенсионного фонда.
При переводе с одного вида пенсии на другой по желанию лица может учитываться заработная плата (доход) за периоды страхового стажа, указанные в части первой статьи 40 настоящего Закона, с применением показателя средней заработной платы (дохода), который учитывался во время назначения (предыдущего перерасчета) предыдущего вида пенсии.
Если лицо после назначения пенсии по инвалидности продолжало работать и приобрело не менее 24 месяцев страхового стажа после назначения (предыдущего перерасчета) пенсии независимо от перерывов в работе, при переводе впервые с пенсии по инвалидности на пенсию по возрасту применяется средняя заработная плата (доход), определенная частью второй статьи 40 настоящего Закона для назначения пенсии.
С учетом приведенного суд приходит к выводу, что положениями ч. 3 ст. 45 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» регламентирован порядок перевода с одного вида пенсии, предусмотренного именно по этому Закону, на другой. Следовательно, показатель средней заработной платы при переводе на другой вид пенсии должен быть неизменным, то есть таким, каким он был на момент назначения пенсии, предусмотренной настоящим Законом, однако, как было установлено ранее, в спорном случае имело место назначения другой пенсии по другому закону.
Аналогичный вывод согласуется с правовой позицией Верховного Суда Украины, изложенной в постановлениях от 31.03.2015 года по делу № 21-612а14, от 09.06.2015 года по делу № 21-550а14, от 02.12.2015 года по делу № 193/1029/14 -а, от 22.12.2015 года по делу № 2-а / 199/138/14.
Так, Истцу была назначена пенсия в соответствии с Законом Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы», предписания которого предусматривают иные основания и порядок назначения пенсии. В то же время, за назначением пенсии в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» истец обратился впервые. Кроме того, после назначения пенсии по Закону Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» истец продолжал работать и платил в установленном законом порядке страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование, о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела копии индивидуальных сведений о застрахованном лице формы ОК-5.
Учитывая изложенное, суд считает, что к спорным правоотношениям подлежит применению ч. 2 ст. 40 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», согласно которой для исчисления пенсии применяется средняя заработная плата (доход) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, за три календарных года, предшествующих году обращения за назначением пенсии, поскольку пенсия по возрастом истцу, который продолжал работать и платил в установленном законом порядке страховые взносы на общеобязательное пенсионное страхование, назначена впервые.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.