Юридическая пенсионная консультация

Задайте свой вопрос, нажав кнопку ниже

Задайте свой вопрос, заполнив поля ниже

SUPER_SIMPLE_FEEDBACK_MESSAGES_ERRORS_NAME
Будь ласка, введіть Ваш номер телефону
Будь ласка, введіть Ваш email SUPER_SIMPLE_FEEDBACK_VALID_ERRORS_EMAIL
Пожалуйста, напишите свой вопрос

Пример: О назначении пенсии - уход за недееспособным лицом

Частью второй статьи 33 Закона Украины «О государственной службе» № 3723-XII предусмотрено, что заработная плата государственных служащих состоит из должностных окладов, премий, доплаты за ранги, надбавки за выслугу лет на государственной службе и других надбавок.

Анализ приведенных положений дает основания для вывода, что материальная помощь на оздоровление, помощь для решения социально-бытовых вопросов, индексация заработной платы, надбавка за особые условия прохождения государственной службы и премии к государственным и профессиональным праздникам, на которые начислялся сбор на обязательное государственное пенсионное страхование входила в систему оплаты труда государственного служащего.

Кроме того, статьей 66 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» урегулированы виды оплаты труда, учитываемые при исчислении пенсий.

Истец обратилась в административный суд с иском, в котором просила признать противоправными действия Центрального объединенного управления Пенсионного фонда Украины н. Николаева Николаевской области относительно отказа учесть при перерасчете пенсии сведения о фактически начисленные и уплаченные суммы материальной помощи на оздоровление, материальной помощи на решения социально-бытовых вопросам, индексации заработной платы на основании справки Главного управления статистики в Николаевской области от 16.04.2018 №17.1-04 т.1/С-18-18/19 о составляющие заработной платы; обязать Центральное объединенное управление Пенсионного фонда Украины н. Николаева Николаевской области осуществить перерасчет пенсии государственного служащего в размере 90% назначенной Истцу, согласно Закона Украины “О государственной службе”, в редакции, действовавшей на момент назначения пенсии, с учетом сумм материальной помощи на оздоровление, материальной помощи на решения социально-бытовых нужд, индексации заработной платы, и проведением корректировки вышеуказанных выплат в соответствии с размерами оклада и надбавки за ранг, определенные на даты повышений заработной платы, предоставленных в справке с сохранением ранее начисленных и выплаченных сумм индексации.

Обосновывая свои требования истица указала на то, что ответчик незаконно отказал ей в осуществлении перерасчета пенсии решением от 27.04.18 №28/1 с ссылкой на Закон Украины «О государственной службе» от 10.12.15, поскольку в данном случае перерасчет пенсии должен осуществляться из расчета сумм заработной платы, на которые начисляется сбор на общеобязательное государственное пенсионное страхование, согласно ст. 37 Закона Украины «О государственной службе» от 16.12.1993 ( в редакции на момент назначения пенсии), и другими законами Украины, регулирующих правоотношения по составляющей заработной платы государственного служащего на время назначения пенсии истицы. Получаемые застрахованным лицом суммы выплат, из которых были фактически начислены и уплачены страховые взносы или сбор на общеобязательное государственное пенсионное страхование, учитываются в заработок (доход) застрахованного лица для исчисления пенсии, а поэтому другие выплаты, которые включены в справку для назначения пенсии, должны быть учтены при исчислении размера пенсии.

Обосновывая свои требования истица указала на то, что ответчик незаконно отказал ей в осуществлении перерасчета пенсии решением от 27.04.18 №28/1 с ссылкой на Закон Украины «О государственной службе» от 10.12.15, поскольку в данном случае перерасчет пенсии должен осуществляться из расчета сумм заработной платы, на которые начисляется сбор на общеобязательное государственное пенсионное страхование, согласно ст. 37 Закона Украины «О государственной службе» от 16.12.1993 ( в редакции на момент назначения пенсии), и другими законами Украины, регулирующих правоотношения по составляющей заработной платы государственного служащего на время назначения пенсии истицы. Получаемые застрахованным лицом суммы выплат, из которых были фактически начислены и уплачены страховые взносы или сбор на общеобязательное государственное пенсионное страхование, учитываются в заработок (доход) застрахованного лица для исчисления пенсии, а поэтому другие выплаты, которые включены в справку для назначения пенсии, должны быть учтены при исчислении размера пенсии.

Суд рассмотрел дело в порядке упрощенного искового производства по имеющимся в деле материалам. Исследовал материалы дела, суд установил следующее.

Истец работала на должностях государственной службы и с 22.12.10 находится на учете в Центральном объединенном Управления Пенсионного фонда Украины н. Николаева Николаевской области в связи с назначением ей пенсии в соответствии со ст.37 Закона Украины «О государственной службе».

16.04.18 Истец получила по месту прохождения службы новую справку о составляющие заработной платы (надбавки и премии за последние 24 календарных месяца работы или за любые 60 календарных месяцев работы подряд перед обращением за пенсией), подаваемого для назначения пенсии в соответствии с Законом Украины «О государственной службе» за период с 01.12.05 по 30.11.10.

24.04.18 Истец обратилась в Центральный объединенного управления Пенсионного фонда Украины н. Николаева Николаевской области с заявлением об осуществлении перерасчета пенсии с учетом всех видов заработной платы, а именно включая сумму материальной помощи и индексации.

27.04.18 Центральным объединенным управлением Пенсионного фонда Украины н. Николаева Николаевской области принято Решение об отказе в перерасчете пенсии по возрасту согласно Закону Украины «О государственной службе» №28/1.

Указанное решение мотивировано тем, что Закон Украины «О государственной службе» на основании которого назначена пенсия Истцу утратил силу, а при таких обстоятельствах, отсутствует правовое регулирование вопросы осуществления перерасчета пенсий, назначенных согласно этому Закону.

По смыслу статьи 37 Закона Украины «О государственной службу» (в редакции, действующей на момент назначения пенсии истице) пенсия государственным служащим назначается в размере 80 % от сумм их заработной платы, на которые начисляется сбор на обязательное государственное пенсионное страхование.

Согласно ч.5 ст.37 Закона за каждый полный год работы свыше 10 лет на государственной службе пенсия увеличивается на один процент заработка, но не более 90 процентов заработной платы.

В ч. 1 ст. 1 Закона Украины «Об оплате труда» установлено, что заработная плата – это вознаграждение, исчисленное, как правило, в денежном выражении, которую по трудовому договору владелец или уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им работу.

Статьей 2 этого Закона определена структура заработной платы, в которую входит: основная и дополнительная заработная плата, а также поощрительные и компенсационные выплаты.

Частью второй статьи 33 Закона Украины «О государственной службе» № 3723-XII предусмотрено, что заработная плата государственных служащих состоит из должностных окладов, премий, доплаты за ранги, надбавки за выслугу лет на государственной службе и других надбавок.Анализ приведенных положений дает основания для вывода, что материальная помощь на оздоровление, помощь для решения социально-бытовых вопросов, индексация заработной платы, надбавка за особые условия прохождения государственной службы и премии к государственным и профессиональным праздникам, на которые начислялся сбор на обязательное государственное пенсионное страхование входила в систему оплаты труда государственного служащего.

Кроме того, статьей 66 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» урегулирован виды оплаты труда, учитываемых при исчислении пенсий.

Согласно ч. 1 указанной статьи в заработок для исчисления пенсии включаются все виды оплаты труда (выплат, дохода), на которые в соответствии с Законом Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» начисляется сбор на обязательное государственное пенсионное страхование, в пределах максимальной величины фактических расходов на оплату труда наемных работников, налогооблагаемого дохода (прибыли), совокупного налогооблагаемого дохода (предельной суммы заработной платы (дохода), с которых взимаются страховые взносы (сборы) в социальные фонды, действовавшей на день получения указанного заработка (выплат, дохода)).

Согласно ст. 41 Закона Украины “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» к выплатам (доходов), учитываемых в заработной плате (доходе) застрахованного лица для исчисления пенсии, относятся, в частности: суммы выплат, получаемых застрахованным лицом после вступления в силу настоящего Закона, из которых согласно этому же Закону были фактически начисленные (вычисленные) и уплаченные страховые взносы, суммы выплат, получаемых застрахованным лицом до вступления в силу настоящего Закона, в пределах сумм, на которые в соответствии с законодательством, действовавшим ранее, начислялись вне ки на государственное социальное страхование или сбор на обязательное государственное пенсионное страхование.

Согласно ч.5 ст.242 КАС Украины при выборе и применении норм права к спорным правоотношениям суд учитывает выводы по применению норм права, изложенные в постановлениях Верховного Суда.

Верховный Судом в постановлении от 02.05.18 по аналогичному административному делу №344/16515/16а (http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/73737181) высказана правовая позиция, что суммы выплат, с которых были фактически начислены и уплачены страховые взносы или сбор на обязательное государственное пенсионное страхование, учитываются в заработок (доход) застрахованного лица для вычисления пенсии независимо от того, или входят они к структуры заработной платы.

Аналогичная позиция высказана Верховным Судом в постановлении от 25.04.18 по делу №346/6052/16-а (http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/73604860), №211/342/17-а (http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/73635092) и многих других.

Относительно возражений ответчика о том, что на сегодня уже не действует Закон Украины «О государственной службе» №3723-XII от 16.12.93, то необходимо отметить, что согласно ч.4 ст.6 КАС Украины запрещается отказывать в разрешении административного дела по мотивам неполноты, неясности, противоречивости или отсутствия законодательства, регулирующего спорные отношения.

Кроме того, согласно п.6 ст.7 КАС Украины, в случае отсутствия закона, регулирующего соответствующие правоотношения, суд применяет закон, регулирующий подобные правоотношения (аналогия закона), а при отсутствии такого закона суд исходит из конституционных принципов и общих принципов права (аналогия права).

Действующим законодательством по вопросам пенсионного обеспечения, а именно ст.98 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» предусмотрено, что перерасчет пенсии производится на основании документов о возрасте, стаже, заработке и других, имеющихся на время перерасчета в пенсионном деле, а также дополнительных документов, представленных пенсионером на время пересчета.

Если пенсионер впоследствии представит дополнительные документы, дающие право на дальнейшее повышение пенсии в связи с введением в действие настоящего Закона (о стаже работы, заработке, семейном положении и другие), то пенсия вновь пересчитывается по нормам настоящего Закона.

Согласно ст. 43 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» перерасчет пенсий по возрасту, по инвалидности, в случае потери кормильца, за выслугу лет, назначенных до вступления в силу этим Законом, осуществляется по нормам этого Закона на основании документов о возрасте, страховом стаже, заработной плате (доходе) и других документов, находящихся на время перерасчета в пенсионном деле и отвечающих требованиям законодательства, действовавшего ранее, а также дополнительных документов, полученных органами Пенсионного фонда.

Таким образом, по общему правилу пенсионного законодательства, перерасчет пенсии в связи с выявлением ошибки при ее назначении осуществляется по законодательству времени назначения пенсии.

В таком случае происходит переживание закона (ультраактивная действие закона), применение его после потери в силу, до тех правоотношений, которые начались во время его действия.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что истица имеет право на перерасчет ее пенсии в соответствии со ст.37 Закона Украины «О государственной службе» №3723-XII, несмотря не то, что он в настоящее время утратил силу с учетом всех видов выплат сумм индексации заработной платы, материальной помощи на оздоровление и на решение социально-бытовых вопросов, на которые были начислены страховые взносы, согласно справке о составляющих заработной платы от 23.03.18 №1253-В-07.

Учитывая изложенное, исковые требования об отмене решения ответчика от 27.03.18 №20/2-с принадлежит удовлетворить.

Также, подлежат удовлетворению исковые требования об обязательстве ответчика произвести перерасчет и выплату пенсии истицы с учетом всех видов выплат сумм индексации заработной платы, материальной помощи на оздоровление и на решение социально-бытовых вопросов, на которые были начислены страховые взносы, согласно справке о составляющих заработной платы от 23.03.18 №1253-В-07.

Относительно утверждения ответчика о пропуска истцом срока обращения в административный суд за период с 22.12.2010 по 24.11.2017, то суд отмечает, что истцом не ставится вопрос о перерасчет пенсии именно с момента ее назначения

Согласно ст.83 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» пенсии назначаются со дня обращения за пенсией.

Аналогичная норма содержались в ст.45 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) пенсия назначается со дня обращения за пенсией.

Поскольку истица обратилась в органы пенсионного фонда с соответствующей справкой только 24.04.18, то именно с этой даты необходимо осуществить перерасчет ее пенсии, согласно уточненным документов, для полного состава заработной платы согласно справке о составляющих заработной платы от 16.04.18 №17.1 -04т.1 / С-18-18 / 19.

Учитывая вышеизложенное, Николаевский окружной административный суд иск удовлетворил.

Иск удовлетворить.

Признал противоправным и отменил решение Центрального объединенного управления Пенсионного фонда Украины г.. Николаева Николаевской области №28 / 1 от 27.04.18 об отказе истцу в перерасчета размера пенсии с учетом других выплат: сумм индексации заработной платы, материальной помощи на оздоровление и решение социально бытовых вопросов, на которые были начислены страховые взносы. Обязал Центральное объединенное управление Пенсионного фонда Украины г.. Николаева Николаевской области (пр-т Богоявленский, 55-Е, Николаев, 54018) осуществить перерасчет пенсии истцу с 24.04.18, с учетом других выплат: сумм индексации заработной платы, материальной помощи на оздоровление и решение социально-бытовых вопросов, на которые были начислены страховые взносы, согласно справке Главного управления статистики Николаевской области о составляющих заработной платы от 16.04.18 №17.1-04т.1 / с-18-18 / 19, с сохранением 90% от сумм заработной платы и сохранением фиксированной суммы индексации пенсии.

Взыскано в пользу истца судебные расходы.