Юридическая пенсионная консультация

Задайте свой вопрос, нажав кнопку ниже

Задайте свой вопрос, заполнив поля ниже

SUPER_SIMPLE_FEEDBACK_MESSAGES_ERRORS_NAME
Будь ласка, введіть Ваш номер телефону
Будь ласка, введіть Ваш email SUPER_SIMPLE_FEEDBACK_VALID_ERRORS_EMAIL
Пожалуйста, напишите свой вопрос

Отказ органа Пенсионного фонда в переводе с одного вида пенсии на другой может быть признан судом незаконным. К соответствующему выводу пришел Окружной административный суд г. Киева в своем решении от 16 апреля 2018 года. Истец обратился в суд с административным иском в котором просит суд признать отказ о переводе с одного вида пенсии на другой противоправной и обязать перевести его на пенсию по возрасту с исчислением размера пенсии согласно ст. 24 Закона Украины “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании” с 15 декабря 2017 года согласно поданного заявления, как инвалиду ЧАЭС второй группы на льготных условиях.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что он состоит на учете в Левобережном объединении Управления Пенсионного фонда Украины в г. Киеве и получает пенсию по инвалидности в размере фактических убытков в соответствии с Законом Украины «О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали в следствие Чернобыльской катастрофы». В связи с достижением пенсионного возраста истец 15 декабря 2017 года обратился к ответчику с просьбой перевести его с пенсии по инвалидности на пенсию по возрасту, однако получил отказ. Истец считает такой отказ противоправным, учитывая положения ст. 10 Закона Украины “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании”, согласно которой лицу, имеющему одновременно право на разные виды пенсии (по возрасту, по инвалидности, в связи с потерей кормильца), назначается один из этих видов пенсии по его выбору.

Ответчик в отзыве на исковое заявление против иска возразил, сославшись на то, что Управлением ПФУ был осуществлен расчет размера пенсии по возрасту согласно Закону Украины “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании” и письмом от 25.01.2018 г. № 1844/06 отказано в переводе на данный вид пенсии, поскольку приводит к уменьшению размера пенсии.

Оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь имеющихся в материалах дела доказательств в их совокупности, по своему внутреннему убеждению, основанному на их непосредственном, всестороннему, полном и объективном исследовании, суд приходит к следующим выводам.

Истец находится на учете в Левобережном объединении Управления Пенсионного фонда Украины в г. Киеве и получает пенсию по инвалидности в размере фактических убытков в соответствии с Законом Украины «О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали в следствие Чернобыльской катастрофы».

В связи с достижением пенсионного возраста 15 декабря 2017 года ОСОБА_1 обратился в Левобережное объединение Управления Пенсионного фонда Украины в г. Киеве с просьбой перевести его с пенсии по инвалидности согласно Закону Украины «О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали в следствие Чернобыльской катастрофы» на пенсию по возрасту согласно Закону Украины “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании”.

Письмом от 25.01.2018 г. № 1844/06 Левобережное объединение Управления Пенсионного фонда Украины в г. Киеве отказало ОСОБА_1 в таком переводе со ссылкой на уменьшение размера пенсии при переводе с одного вида пенсии на другой.

Давая оценку спорным правоотношениям суд отмечает следующее.

Статьей 5 Закона Украины “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании” № 1058-IV (в редакции по состоянию на время возникновения спорных правоотношений, дальше – Закон №1058-IV) определено, что настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между субъектами системы общеобязательного государственного пенсионного страхования. Действие других нормативно-правовых актов может распространяться на эти отношения лишь в случаях, предусмотренных этим Законом, или в части, не противоречащей этому Закону.

Исключительно этим Законом определяются: принципы и структура системы общеобязательного государственного пенсионного страхования; круг лиц, подлежащих общеобязательному государственному пенсионному страхованию; виды пенсионных выплат; условия приобретения права и порядок определения размеров пенсионных выплат; пенсионный возраст мужчин и женщин, при достижении которого лицо имеет право на назначение пенсии по возрасту; минимальный размер пенсии по возрасту; порядок осуществления пенсионных выплат по общеобязательному государственному пенсионному страхованию; порядок использования средств Пенсионного фонда и накопительной системы пенсионного страхования; организация и порядок осуществления управления в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования.

Согласно части третьей статьи 4 Закона №1058-IV исключительно законами о пенсионном обеспечении определяются: виды пенсионного обеспечения; условия участия в пенсионной системе или ее уровнях; пенсионный возраст для мужчин и женщин, при достижении которого лицо имеет право на получение пенсионных выплат; источники формирования средств, направляемых на пенсионное обеспечение; условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения; организация и порядок осуществления управления в системе пенсионного обеспечения.

В части первой статьи 9 Закона №1058-IV приведены виды пенсионных выплат: 1) пенсия по возрасту; 2) пенсия по инвалидности; 3) пенсия в связи с потерей кормильца.

Статьей 10 Закона №1058-IV предусмотрено право выбора пенсионных выплат лицу, которое имеет одновременно право на разные виды пенсии (по возрасту, по инвалидности, в связи с потерей кормильца), назначается один из этих видов пенсии по его выбору.

Статьей 26 Закона №1058-IV определены условия назначения пенсии по возрасту и установлено, что лица имеют право на назначение пенсии по возрасту после достижения возраста 60 лет при наличии страхового стажа не менее 15 лет по 31 декабря 2017 года. Начиная с 1 января 2018 года право на назначение пенсии по возрасту после достижения возраста 60 лет имеют лица при наличии страхового стажа: с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года – не менее 25 лет.

Наличие страхового стажа, предусмотренного частями первой – третьей этой статьи, который дает право на назначение пенсии по возрасту, определяется на дату достижения лицом соответствующего возраста и не зависит от наличия страхового стажа на дату обращения за назначением пенсии.

Согласно ч. 3 ст. 45 Закона № 1058-IV перевод с одного вида пенсии на другой осуществляется со дня представления заявления на основании документов о страховом стаже, заработной плате (доходе) и других документов, находящихся на время перевода с одного вида пенсии на другой в пенсионном деле, а также дополнительных документов, полученных органами Пенсионного фонда.

Из анализа приведенных норм следует, что переводом с одного вида пенсии на другой является именно изменение вида пенсии, в частности, перевод с пенсии по инвалидности или пенсии за выслугу лет на пенсию по возрасту.

Доводы ответчика о правомерности отказа пенсионного органа в переводе на другой вид пенсии, со ссылкой на то, что в результате перевода истца с пенсии по инвалидности на пенсию по возрасту она уменьшится, суд считает необоснованными, учитывая следующее.

В письме от 25.01.2018 г. № 1844/06 ответчиком приведен расчет пенсии и указано, что в настоящее время размер пенсионной выплаты по инвалидности истца составляет 5 276,30 грн., при расчете пенсии по возрасту размер пенсионной выплаты будет составлять 3 702,60 грн., а поэтому согласно п.4 раздела XV «Заключительные положения» Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» у ответчика отсутствуют основания для перевода истца на другой вид пенсии.

Согласно п. 4 раздела XV «Заключительные положения» Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» в случае, если в результате перерасчета пенсии по нормам этого Закона ее размер уменьшается, пенсия выплачивается в ранее установленном размере.

Вышеупомянутая норма права регулирует правоотношения относительно пересчета пенсии, а не перевод с одного ее вида на другой, которые различны по правовому смыслу понятиями и не является основанием для отказа в переводе на другой вид пенсии.

В связи с изложенным, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.

Признал противоправным отказ Левобережного объединения Управление Пенсионного фонда Украины в г. Киеве в переводе истца с одного вида пенсии на другой. Обязал Левобережное объединения Управление Пенсионного фонда Украины в г. Киеве (02225, г. Киев, ул. Каштановая 6, код ЕГРПОУ 40379527) перевести истца на пенсию по возрасту с исчислением размера пенсии согласно ст. 24 Закона Украины “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании” с 15 декабря 2017 года, согласно поданному заявлению, как инвалида ЧАЭС второй группы на льготных условиях.