В соответствии с Постановлением ПФУ от 25.11.2005 № 22-1 “Порядка подачи и оформления документов для назначения и перерасчета пенсий” заявление о назначении пенсии подается по месту проживания в любое время после возникновения права на пенсию или не ранее чем за месяц до достижения пенсионного возраста и формируется личное “пенсионное дело”.
Для назначения пенсионных выплат предусмотрен следующий перечень документов на основании, которых осуществляется расчет возраста, заработка, стажа, специального статуса лица:
- заявление установленной формы;
- паспорт (оригинал и ксерокопия);
- документы о месте проживании (регистрации) пенсионера;
- свидетельство о рождении детей (в случае необходимости);
- свидетельство о браке (в случае необходимости);
- заявление и номер расчетного счета в уполномоченном учреждении банка;
- трудовая книжка (оригинал и ксерокопия) или другие документы о трудовом стаже;
- ИНН;
- справка из военкомата о прохождении военной службы, военный билет;
- диплом и другие документы, которыми подтверждаются периоды обучения на дневном отделении до 01.01.2004 (оригинал и ксерокопия);
- по желанию пенсионера и при условии подтверждения первичными документами справка о заработной плате за любые 60 месяцев подряд по 30.06.2000, независимо от перерывов.
Наличие или отсутствие у лица права на определенный вид пенсии
Совокупность указанных документов дает основания установить наличие или отсутствие у лица права на определенный вид пенсии. Однако, здесь могут возникнуть и определенные казусы, такие как выявление обстоятельств, которые не были известны во время принятия решения о назначении (пересчете) пенсии или при ее ежемесячной выплате появилась новая информация. Такими обстоятельствами могут быть как неумышленное несообщение лицом информации, так и злоупотребление при предоставлении недостоверных данных, поддельных документов.
Норма статьи 16 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» обязывает застрахованных лиц сообщать в территориальные органы Пенсионного фонда об изменении данных, которые вносятся в персональную учетную карточку в системе персонифицированного учета и Государственный реестр общеобязательного государственного социального страхования, а именно:
- выезд за пределы государства;
- обстоятельства, которые вызывают изменение статуса застрахованного лица, в течение десяти дней с момента их возникновения;
- пенсионерам, которым назначена досрочная пенсия, при устройстве на работу;
- пенсионерам, которым назначена пенсия по выслуге лет при устройстве на работу.
Поэтому, при выявлении определенных нарушений законодательства Пенсионный фонд самостоятельно совершает действия, в результате которых пенсионные выплаты осуществляются по закону.
В то же время Пенсионным фондом допускают всевозможные ошибки или просто некорректное применение действующего законодательства. На сегодняшний день имеется большое количество судебных дел, которые указывают на то, что трактование нормативных документов Пенсионным фондом резко отличается от четкой законодательной нормы суда. Примерами являются категории дел государственных служащих, которым не учитывают часть заработной платы. Бывают случаи, когда Пенсионный фонд отказывает в назначении пенсии по выслуге лет, по списку № 1 и № 2, льготной пенсии. Остается проблемным и открытым вопрос при переходе с одного вида пенсии на другой.
В этих случаях именно решение суда помогает Пенсионному фонду привести пенсионные дела в соответствие. Сегодня в Украине продолжается размах судебных баталий внутренне перемещенных лиц с Пенсионным фондом.
После принятия пенсионной реформы Пенсионный фонд Украины переходит на электронный документооборот, что позволит пенсионерам получить доступ к своему “пенсионному делу” и ознакомиться с материалами. Кроме того, информация из “электронного пенсионного дела” не сможет быть использована не по назначению.