Моменты касательно начисления и перерасчёта пенсионных выплат для бывших военных – тема актуальная в наше время, и достаточно многостороння и запутана по ряду причин.
Законодательное регулирование данного направления ограничивается постановлениями Кабинета Министров Украины, подзаконные акты которого и их содержание часто подвержено изменениям, независимо от уровня инфляции и состояния экономики страны в целом.
В 2019 году Верховный суд изложил свою правовую позицию касательно вопроса увеличения величины пенсионных отчислений военным.
Речь идёт о решении ВСУ от 9 декабря 2019 года по делу No 300/1695/19. Беря во внимание момент признания дела образцовым, – его текст будет оказывать существенное влияние на вердикты судебных инстанций по делам с аналогичной тематикой.
Суть рассмотренного судами дела по иску военнослужащего
Поводом вынесения подобного решения стало обращение в судебные органы административной инстанции участника боевых действий к ГУ ПФУ, в содержании которого значятся следующие требования заявителя:
– признание противоправным действий ответчика относительно уменьшения истцу величины доплат, которые предусматриваются законом для УБД;
– обязать ответчика произвести в адрес истца перерасчёт пенсионных выплат, начиная с даты уменьшения уровня доплат со 100-процентным учётом и выплатой доплат, которые оговорены законом для УБД;
– обязать ПФУ выплатить разницу между фактически полученной и надлежащей к выплате суммы пенсионного обеспечения, начиная с даты уменьшения её величины.
Суть позиции, высказанной Верховным судом
Верховный суд, излагая свою позицию в решении, осуществив аналитический срез законодательных норм, с изложением их юридических и логических связей, пришёл к выводу о том, что правовая позиция заявителя касательно перерасчёта пенсии не имеет распространения на доплату в разрезе начисления её выплаты, равно как и к повышению её величины.
В содержании решения ВСУ ссылался на Законы No 3551, No 1603.
А всё дело в том, что подобные доплаты носят характер дополнительной социальной гарантии, в частности для УБД, неразрывно взаимосвязаны с юридическим статусом последних, и выплывают из особых моментов прохождения военной службы.
А потому, не способны быть уменьшаемыми КМУ, и подлежат к выплате ГУ ПФУ обособленном порядке, в полном объёме. А при начислении пенсионных отчислений и перерасчёте на основании постановления КМУ No103, не должны браться ко вниманию.
Касательно спорных моментов, относительно пенсии и пособия, то подобные, начиная с 05.01.2018 года, начисляются ПФУ в полном объёме. И последние не были уменьшены ГУ ПФУ, а их начисление производилось в полном объёме, не подлежало отмене или прекращению.
ВС Украины обратил внимание на тот момент, что содержание материалов дела, в особенности протоколов, неоднократно изготовляемых ответчиком в период 2018 года, суммы в 363 грн. (повышение уровня пенсий в величине 25% от размера прожиточного минимума для лиц, которые утратили трудоспособность) и 40 грн.
(целевая денежная помощь на проживание), в качестве сумм, которые формировали пенсию истца, в период 2018 года не менялись. Это также следует признать основанием для опровержения позиции истца, по мнению которого, подлежащие к выплате ему доплаты к пенсии как УБД с 05.01.2018 г. “Умножили на цифру 0,5, то есть уменьшили вдвое”.
Исходя из вышеизложенного, Верховный суд сделал вывод о том, что права заявителя не были нарушены ответчиком, а пенсия начислялась в нужном объёме согласно содержанию закона.